Пояснительная записка
к учебному плану по реализации основной общеобразовательной программы
«От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий.
При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом МОиН РФ от 27 октября 2011г. №2562;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ» от 15.05.2013г.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения с 01.09.2014г. реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой.
Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
Программа состоит из двух частей:
1) инвариантной (обязательной) части;
2) вариативной части.
Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ.
Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
· Во всех группах различные формы работы с детьми организуются утром и во вторую половину дня (как по инвариативной, так и по вариативной частям учебного плана). В первой половине дня в младших группах планируются не более двух интеллектуальных форм, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех.
· В группах детей старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность во второй половине дня планируются не чаще 2-х–3-х раз в неделю.
· Перерывы составляют не менее 10 минут. В середине проводится физкультминутка (продолжительность 2-3 минуты).
· Непосредственно образовательная деятельность по развитию музыкальности и физической культуре проводятся со всей группой (по условиям ДОУ).
· Количество НОД и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
· В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного циклов.
· В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок.
Объем учебной нагрузки (количество часов в неделю) во всех возрастных группах, реализующих основную общеобразовательную программу, определен на основе содержания Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», «Тосхол», «Кэнчээри».
Содержание данных программ предусматривает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе, а так же коррекционную работу по развитию речи. Примерный перечень и количество основных видов организованной образовательной деятельности соответствуют примерному перечню основных видов организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении и программам коррекционно-развивающей работы.
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе
Организованная образовательная деятельность |
|||
Базовый вид деятельности |
Периодичность |
||
Младшая разновозрастная группа |
Средняя группа |
Старшая разновозрастная группа |
|
Физическая культура в помещении |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
Физическая культура на прогулке |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Познавательное развитие |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
3 раза в неделю |
Развитие речи |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
2 раза в неделю |
Рисование |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
2 раза в неделю |
Лепка |
1 раз в две недели |
1 раз в две недели |
1 раз в две недели |
Аппликация |
1 раз в две недели |
1 раз в две недели |
1 раз в две недели |
Музыка |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
Итого |
10 занятий в неделю |
10 занятий в неделю |
13 занятий в неделю |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
|||
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Гигиенические процедуры |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Чтение художественной литературы |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Дежурства |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Прогулки |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Продолжительность основных видов организованной образовательной деятельности соответствует действующему СанПиН 2.4.1.3049-13:
· для детей 3-го года жизни - не более 10 мин.,
· для детей 4-го года жизни - не более 15 мин.,
- для детей 5-го года жизни - не более 20 мин.,
- для детей 6-го года жизни - не более 25 мин.,
- для детей 7-го года жизни - не более 30 мин.,
В представленном учебном плане в соответствии с режимом дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Во младшей разновозрастной группе чтение художественной литературы является непосредственно образовательной деятельностью, в остальных группах – образовательной деятельностью в ходе режимных моментов или самостоятельной деятельностью детей. Для детей 3-4 и 4-5 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10-15 минут, для детей 5-6 лет – 15-20 минут, для детей 6-7 лет – 25-30 минут.
Вариативная часть программы включает совместную кружковую деятельность воспитателя и детей. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Один условный час отводится для дополнительных занятий в кружках по выбору для детей среднего дошкольного возраста, в старших группах и в подготовительной к школе группе – 2 условных часа.
Учебный день делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя и детей;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
2) непосредственно образовательная деятельность – организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий)
3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя:
- индивидуальную коррекционную работу;
- совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий)
- самостоятельную деятельность ребенка.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и в мае (после образовательной работы) проводится мониторинг как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.